Пражский трамвай

Пражский трамвай

Трамвайная сеть в Праги – самая крупная сеть трамваев в Чехии. Протяженность всех путей превышает 141 километр, протяженность маршрутов 548 км. С 1 сентября 2012 года в Праге действует 31 линия, из них: 21 линия дневного транспорта, 9 линий ночной транспорта и 1 маршрут исторического трамвая. Дневные маршруты имеют нумерацию с 1 по 26, при этом маршруты 13, 15, 19, 21, 23, 36 были ликвидированы. Ночные маршруты с 51 по 59. Ностальгический маршрут имеет номер 91.

Трамвайная сеть в год перевозит около 350 миллионов пассажиров. Для этого в Праге используется 7 трамвайных депо для основного пассажирского транспорта, обслуживающих в сумме 980 вагонов: Vozovna Motol – 118 вагонов, Vozovna Hloubětín – 127 вагонов, Vozovna Žižkov – 128 вагонов, Vozovna Kobylisy и Vozovna Strašnice – по 142 вагона в каждом, Vozovna Pankrác – 150 вагонов, Vozovna Vokovice – 173 вагона. Также есть еще одно депо – Vozovna Střešovice. Он используется для музейных экспонатов и служебных вагонов. Обслуживает это депо ностальгический маршрут № 91. Пражский электрический трамвай использует постоянный ток с напряжением 600 вольт.

Место в Праге, где две колеи сходятся в одну Место в Праге, где две колеи сходятся в одну
Место в Праге, где две колеи сходятся в одну
Трамвайная остановка Ujezd
Трамвайная остановка Ujezd
Расписание на трамвайной остановке
Расписание на трамвайной остановке

Все трамваи, как и любой другой общественный транспорт, ходит строго по расписанию. Расписание каждого маршрута указано на его остановке. При этом указываются все остановки от начального пункта, до конечного. Остановка данного места отправления выделена другим шрифтом. Рядом с каждой последующей станцией указано время, через сколько минут трамвай будет на той ли иной остановке. Расписание движения трамваев в будние и выходные дни может различаться. К примеру, в таблице расписания могут находиться графы движения по дням недели: понедельник – четверг, пятница, суббота и воскресенье; либо, например: понедельник – суббота, воскресенье. Напротив каждого часа указаны минуты отправления. Там где рядом с минутами указан значок инвалида, это означает, что трамвай пригоден для перевозки инвалидов, подножка трамвая низкая, не имеет ступенек; в трамвай можно заехать на инвалидной коляске сразу с перрона, также в трамвае имеется место для установки и крепления инвалидного кресла с пассажиром. Не все трамваи имеют возможность перевозки инвалидов, но те, которые такую возможность имеют – ходят довольно часто. Если на стенде лист с расписанием желтого цвета, это означает, расписание временное. На некоторых остановках есть электронное табло, которое показывает, сколько минут осталось до прибытия конкретного номера трамвая.

Дневной трамвая начинает свою работу в 04.30, постепенно заменяя на маршруте ночные трамваи. Заканчивает свою работу в 0.00 часов. Интервал движения в рабочее время утром и вечером в среднем равен 8 минутам, днем 10 минут. В выходные и праздничные дни на различных маршрутах от 7,5 до 15 минут. С 1 сентября 2012 года имеет 21 линию. Ранее было немного больше. С этого времени в трамвайную сеть были внесены значительные изменения, направленные на оптимизацию городского транспорта. Маршруты 3, 9, 11, 17 и 22 являются основными трамвайными маршрутами. Иногда на схемах их выделяют более жирным шрифтом.

Маршруты движения дневных трамваев

Конечные станцииПримечание
1Petřiny – Spojovací
2Petřiny – PodbabaВ будние дни время движения сокращено до 20:00.
3Levského – Kobylisy
4Kotlařka – Kubánské náměstíВ будние дни время движения сокращено до 20:00.
5Divoká Šárka – Černokostelecká
6Sídliště Barrandov – Smíchovské nádraží – SpořilovВ будние дни время движения сокращено до 20:00. Основной участок Smíchovské nádraží – Spořilov, но утром и вечером в будние дни маршрут от станции Smíchovské nádraží продлевается до Sídliště Barrandov.
7Radlická – Ústřední dílny DPПо выходным, а также в вечернее время до станции Ústřední dílny DP трамваи идут через один. Каждый второй трамвай не доходит всего одну остановку, конечный пункт у таких трамваев Černokostelecká.
8Podbaba – Starý Hloubětín
9Sídliště Řepy – Spojovací
10Sídliště Řepy – Sídliště Ďáblice
11Spořilov – Olšanské hřbitovy
12Sídliště Barrandov – Palmovka
13Sídliště Barrandov – Smíchovské nádražíРаботал только в будние дни в часы пик. С 27.11.2009 отменен.
14Sídliště Barrandov – Ortenovo náměstí
15Špejchar – VysočanskáС 1 сентября 2012 отменен.
16Kotlařka – Sídliště Řepy – LehovecВ будние дни утром и вчером маршрут от Sídliště Řepy продлевается до Kotlařka.
17Levského – Vozovna KobylysyМежду станциями Výstaviště и Vozovna Kobylysy интервалы в два раза больше, чем на отрезке Levského – Výstaviště, поскольку эта часть менее загружена.
18Petřiny – Vozovna Pankrác
19Lehovec – Nádraží StrašniceС 1 сентября 2012 отменен.
20Divoká Šárka – Sídliště Barrandov
21Národní třída – Nádraží BraníkС 1 сентября 2012 отменен.
22Bílá Hora – Nádraží Hostivař
23Kubánské náměstí – MalovankaВ 2007 году отменен.
24Kubánské náměstí – Ortenovo náměstí
25Lehovec – Vypich
26Divoká Šárka – Nádraží Hostivař
36Divoká Šárka – ŠpejcharС 1 сентября 2012 отменен.

Ночной трамвай работает с 0.30 до 04.30 часов. Такие трамваи из депо выезжают постепенно, в период с 20.00 до 22.30. Свою работу они начинают на маршрутах как дневные трамваи, постепенно заменяя те, которые уходят в депо. Вновь выехавшие трамваи до 0.00 часов работают совместно с теми вагонам, которые обслуживают дневные маршруты, называемые в Праге полуночными трамваями. Приблизительно в 0.00 часов приезжая на конечную станцию водитель трамвая меняет номер маршрута. Таким образом, трамвай на конечной остановке из дневного маршрута «превращается» в ночной. Вагон, выехавший для обслуживания ночных маршрутов отправляется обратно в депо в 5.00 – 6.00 часов утра.

Ночью город обслуживают девять линий, номера с 51 по 59. Не смотря на то, что количество линий на много меньше, чем дневных, ночные линии более длинные, охватывают практически любые точки города. Ночные маршруты не повторяют дневных. Лишь два маршрута частично совпадают с дневными линиями. Интервал движения каждого номера составляет ровно 30 минут. Интервал нельзя назвать большим, поскольку на некоторых станциях проходят более чем один маршрут и, таким образом, интервал между трамваями на станции может сокращаться до 8-17 минут.

В центре города на станции Лазарска (чеш. Lazarská) съезжаются все ночные маршруты трамваев, поэтому здесь можно сделать пересадку на нужный маршрут и добраться в любую точку Праги даже ночью. Также, есть еще несколько пересадочных пунктов, где пересекаются несколько маршрутов. В расписании линии ночного трамвая отмечаются темным цветом.

Маршруты движения ночных трамваев

Конечные станцииПримечание
51Divoká Šárka – Nádraží Strašnice
52Lehovec – Sídliště Modřany
53Sídliště Ďáblice – Vozovna Pankrác
54Lehovec – Sídliště Barrandov
55Vozovna Kobylisy – Ústřední dílny DP
56Petřiny – Spořilov
57Bílá Hora – Nádraží Hostivař
58Spojovací – Sídliště Řepy
59Sídliště Řepy – Nádraží Hostivař

Кроме дневных маршрутов 1 – 26 могут время от времени днем ходить трамваи с номерами 27 – 50. Трамваи с такими номерами – временные маршруты. Вводятся они на время ремонтных работ. Например, одно время по городу курсировал трамвай с номером 36. Данный маршрут был необходим в связи со строительством автомобильного туннеля не далеко от стадиона Спарта. Маршрут № 36 был продолжение прерванного маршрута № 26 в связи со строительными работами.

Ностальгический (исторический) трамвай

В теплое время года в Праге ходит исторический трамвай. Его еще называют ностальгическим. Это специальный старинный трамвай. По городу ходит несколько двойных вагонов музейного трамвая. Маршрут № 91, конечные станции Vozovna Střešovice – Výstaviště. Стоимость проезда немного выше чем на других видах транспорта. Здесь выдается специальный билет. Пересадки не предусмотрены, билет действителен только до ближайшей конечной станции. Музейный трамвай обслуживается специальное депо – Vozovna Střešovice. Всего в депо имеется 77 вагонов исторического трамвая. Музейный трамвай курсирует только в выходные дни с 12 до 18 часов с интервалом движения 1 час в период с апреля по октябрь.

Ностальгический трамвай в Праге Ностальгический трамвай в Праге Ностальгический трамвай в Праге Ностальгический трамвай в Праге Ностальгический трамвай в Праге Ностальгический трамвай в Праге Ностальгический трамвай в Праге Ностальгический трамвай в Праге Ностальгический трамвай в Праге Ностальгический трамвай в Праге Ностальгический трамвай в Праге Ностальгический трамвай в Праге

Билет исторического трамвая в Праге Билет исторического трамвая в Праге (оборотная сторона)
Билет на проезд в историческом трамвае Праги: лицевая и оборотная стороны. Продается кондуктором в трамвае.

Немного истории

Первый трамвай в Праге был пущен 23 сентября 1875 года. Это было конно-рельсовая дорога, в народе называемая «конка». Маршрут первого конного трамвая был «Карлин – Национальный театр» (чеш. Karlín – Národní divadlo). Постепенно дорога продлевалась и к 1883 году вся сеть достигала 19,43 километра.

Пражский трамвай Пражский трамвай Пражский трамвай Пражский трамвай Пражский трамвай Пражский трамвай Пражский трамвай Пражский трамвай

В 1891 году в Праге пошел первый электрический трамвай. Первая линия электрического трамвая проходила на Летной (чеш. Letná). Это была заслуга инженера Франтишек Кржижик (чеш. František Křižík). 19 марта 1896 года благодаря ему была открыта еще одна линия, которая проходила с нынешнего района Florenc, к районам Либень (чеш. Libeň) и Высочаны (чеш. Vysočany). На следующий год появляется новая линия, уже в области Праги. Маршрут был Смихов – Коширже (чеш. Smíchov – Košíře) и называлась эта линия Главачковой электрической дорогой. В 1898 году открывается еще один маршрут, протяженностью 5,8 км. Прага – Винограды (чеш. Královské Vinohrady), носила имя конечной станции – Královské Vinohrady. Постепенно появилась возможность перевозить жителей пригорода Праги. В 1898 году конку перекупило электрическое предприятие города и постепенно началась реконструкция для перевода линий на электрическую тягу, которая закончилась в 1905 году. Таким образом, образовалось предприятие, которое теперь называется АО «Пассажирское предприятие столицы Праги». Последний электрифицированный маршрут был закончен на Карловом мосту. Там он проработал до 1908 года.

Прага. Трамвай Tatra с выходом на обе стороны Прага. Трамвай Tatra с выходом на обе стороны Прага. Трамвай Tatra с выходом на обе стороны Прага. Трамвай Tatra Прага. Трамвай Tatra с выходом на обе стороны Прага. Трамвай Tatra с выходом на обе стороны Прага. Трамвай Tatra с выходом на обе стороны Прага. Трамвай Tatra
Трамвайные вагоны завода Tatra в различных модификациях. Почти все имеют двери с выходом на обе стороны

Сейчас весь парк трамваев в Праге в основном составляют вагоны завода Tatra в различных модификациях. Не так давно Прага простилась с моделями Tatra KT8D5. С 2006 года город закупает вагоны Škoda 14T производства Škoda Works. Дизайн вагона разработан компанией Porsche Design Group. С 2009 года в Праге появляются новые модели Škoda 15T (Škoda ForCity), производства Škoda Holding (проектировал Патрик Котас). Посадочных мест 61, а вместимость таких вагонов составляет более 300 человек. В некоторых трамваях присутствует бесплатный Wi-Fi. Трамваи Škoda имеют 12 электродвигателей и считаются практически бесшумными.

Прага. Трамвайный вагон Škoda 14T производства Škoda Works Прага. Трамвайный вагон Škoda 14T производства Škoda Works Прага. Трамвайный вагон Škoda 14T производства Škoda Works Прага. Трамвайный вагон Škoda 14T производства Škoda Works
Трамвайные вагоны Škoda 14T производства Škoda Works. Дизайн вагона разработан компанией Porsche Design Group

Не смотря на очень развитую сеть трамваев, а также их строгий график, бываю сбои, трамваи ломаются. В этом случае маршрут, который по каким-то причинам перестает работать, срочно заменяют автобусом, аналогичного маршрута.

Салон трамвая Škoda 14T в Праге
Салон трамвая Škoda 14T
Салон трамвая Škoda 15T в Праге Салон трамвая Škoda 15T в Праге
Салон трамвая Škoda 15T
Прага. Трамвай модели Škoda 15T (Škoda ForCity), производства Škoda Holding
Трамвай Škoda 15T, вид спереди
Прага. Трамвай модели Škoda 15T (Škoda ForCity), производства Škoda Holding Прага. Трамвай модели Škoda 15T (Škoda ForCity), производства Škoda Holding Прага. Трамвай модели Škoda 15T (Škoda ForCity). Маршрут с остановками Прага. Трамвай модели Škoda 15T (Škoda ForCity). Кнопка открывания дверей

Трамвай Škoda 15T, вид спереди

Трамвай Škoda 15T, вид сзади

Маршрут с остановками

Кнопка открывания дверей

Прага. Трамвай Škoda 15T (Škoda ForCity), производства Škoda Holding Прага. Трамвай Škoda 15T (Škoda ForCity), производства Škoda Holding Прага. Трамвай Škoda 15T (Škoda ForCity), производства Škoda Holding Прага. Трамвай Škoda 15T (Škoda ForCity), производства Škoda Holding
Трамваи модели Škoda 15T (Škoda ForCity), производства Škoda Holding. Проектировал Патрик Котас

Некоторые линии проложены через исторические места в Праге. Так, например, проехав на маршруте трамвая № 3, можно проехать через такие достопримечательности, как: Карленская (Karlínské náměstí), Вацлавская (Václavské náměstí) и Карлова площади (Karlovo náměstí). Более того, этот маршрут проходит через крупнейшую транспортную развязку флоренс (чеш. Florenc).

Для удобвства передвижения по городу можно скачать карту движения метро и трамваев с обозначенными остановками, а также карту движения ночного транспорта Праги с обозначенными остановками. Такие схемы вывешивают на многих остановках и легко можно разобраться, куда и на каком транспорте можно добраться.